Организация режимных моментов в детском саду
Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видах деятельности и отдыха.
Режим – это гибкая и динамичная конструкция, но при этом основные его компоненты (дневной сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи, ночной сон, общее время прогулок) должны оставаться неизменными.
Необходимо знать, что утро — это спокойный режимный момент. Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение.
Утренний прием — наиболее благоприятное время для индивидуального общения воспитателя с каждым ребенком. В эти часы успешно ведется индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности. Отличительной особенностью ее является непринужденность, опора на интерес и любознательность ребенка, на занимательность формы и содержания проводимых мероприятий. Это работа по исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения, по развитию устной речи и выработке правильной интонации, по физическому воспитанию.
Пока принимаю других детей и беседую с родителями, детям в группе предлагаю поиграть в настольные игры, мозаики, шнуровку или порисовать. После утренней зарядки обязательно провожу пальчиковые игры, в соответствии с темой недели и артикуляционную гимнастику. Вместе с детьми назначаем дежурных, которые моют руки и помогают няне накрывать столы к завтраку. После этого следует дидактическая игра или беседа, по завершении которой предлагаю детям помыть руки перед завтраком (возможно предложить проблемную ситуацию: сразу предложить детям сесть за стол. Обычно, в этом случае, кто-нибудь вспоминает, что руки грязные. Тогда повторяем, для чего нужно мыть руки или имитируем процесс мытья рук).
Зайдя в умывальную комнату вместе с детьми предлагаю сначала сходить в туалет, а только потом мыть руки. В процессе мытья рук (во 2 младшей и в 1 половине средней группы) активно обращаю внимание детей на алгоритм мытья рук (висит над раковиной), читаю потешки и стихи, показываю на личном примере процесс мытья рук. Дети, которые помыли руки отходят в сторону. Им предлагаю поиграть в игру «Ехал Грека через реку..» (подставляю ладони, дети ставят указательный палец в центр моей ладони, на слово «Цап!», дети должны убрать свои пальцы из моей ладони). Слова игры произношу в разном темпе, что поддерживает интерес детей. Иногда слова этой игры заменяю разучиваемыми считалками.
В процессе приема пищи всегда слежу за осанкой детей, правильностью пользования столовыми приборами, поведением детей за столом (приемы: словесные указания, художественное слово, личный пример).
Хлеб
Вот хлеб: высок, румян и свеж,
Его ты ежедневно ешь
— Орловский, рижский, заварной,
Пшеничный любишь и ржаной.
Не забывай же никогда,
Какого стоило труда
Поднять тугую целину
Плугами в трудную весну,
Удобрить землю под зерно,
Чтоб в колос выбилось оно.
А жатва, если зной иль град?
Их много — всяческих преград
Преодолеть нам суждено,
Чтоб в закрома легло зерно.
Запомни же, как дважды два,
Народной мудрости слова:
Кто хлебушком не дорожит,
Тот мимо жизни пробежит.
И если ты не глух, не слеп,
Цени народный этот хлеб.
Пироги
Отличные пшеничные
Мы печем пшеничные пироги отличные!
Кто придет к нам пробовать пироги пшеничные?
Мама, папа, брат, сестра, пес лохматый со двора.
И другие — все, кто может, пусть приходят с ними тоже.
Тесто замесили мы, сахар не забыли мы,
Пироги пшеничные в печку посадили мы.
Печка весело горит, наша мама говорит:
— Крошки, что останутся, воробью достанутся.
Перед прогулкой необходимо убрать игрушки на место. Для этого пользуюсь художественным словом (картотека). Если это 2 младшая группа, то поочередно – сначала с девочками, затем с мальчиками вместе наводим порядок в уголках. В средней группе пользуюсь уже таким приемом: девочки проверяют порядок у мальчиков и наоборот. Часто прошу помощи у детей, напоминаю им, что они помощники.
Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся гулять!
Конечно, во 2 младшей группе сборы на прогулку занимают много времени и сил и у воспитателя и у детей, но надо помнить. Что в помощь воспитателям есть много дидактических игр «Кукла Маша собирается гулять», «Помоги Петрушке одеться на прогулку» и т.д. Очень помогает алгоритм одевания и конечно же потешки:
Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
По порядку одевай.
Собери носок в гармошку,
И надень его на ножку.
Ты другой носок возьми
Точно так же натяни.
Посмотри, на улице
Стало холодать.
Пришло время кофточку
Деткам одевать.
Тушки-тутушки
Где твои ушки?
Ушки в шапке,
Не достанут лапки
Чтобы ушки не болели
Быстро шапочку одели.
А потом и куртку
Для длительной прогулки.
Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся гулять.
Завязала Настеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки.
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки.
Хороши сапожки
Не замерзнут ножки.
Пять ребят
В печке вязаной сидят.
Во время одевания за детьми «наблюдает» кукла Маша или тот же Петрушка, а могут заглянуть в окно разные птицы, снежинки или другие сказочные персонажи.
В средней группе во время одевания, когда дети запомнят алгоритм одевания, можно повторять разучиваемые песни, стихи.
Когда одета половина детей, выхожу вместе с ними на улицу, а вторую половину одевает няня.
Во время возвращения с прогулки действует правило: разделся сам – помоги другому. Во время раздевания показываю как аккуратно и правильно сложить одежду и убрать в шкафчик. Приветствуется обращение детей друг к другу за помощью и поощряется оказывающий помощь (сначала конфетами, а затем в других видах). За активную помощь или за самый аккуратный шкафчик, иногда!, следует поощрение. Когда разделась большая часть детей обязательно предлагаю помыть руки. С этой частью детей следую в умывальную (приемами пользуюсь теми же, что и утром), а со второй частью детей остается няня.
После обеда дети, закончившие прием пищи, обязательно полощут рот, раздеваются, аккуратно складывают свою одежду (одежду надо любить. Федора не любила свою посуду и она от нее ушла. Поэтому надо стараться аккуратно складывать и вешать одежду), посещают туалет и пройдя по корригирующей дорожке ложатся в постели. Для быстрого и спокойного засыпания использую такие приемы: потешки, релаксационную музыку, аудио сказки или читаю сама. Чтобы поторопить детей в процессе раздевания говорю, что буду читать новую сказку, а какую не скажу. Поэтому кто будет долго раздеваться, может ее не услышать.
После дневного сна бужу детей тихим, спокойным голосом, называя их ласково по именам, предлагаю потянуться в постельках, сделать гимнастику, чтобы их ножки и ручки проснулись (гимнастика пробуждения). Обязательно спрашиваю, как спалось, что приснилось, выспались и отдохнули? После гимнастики обязательно напоминаю, что необходимо пройти по корригирующей дорожке. Повторяем еще раз артикуляционную гимнастику или самомассаж. В средней группе предлагаю детям, которые спят внизу помочь няне заправить кроватки, показываю, как это сделать, поощряю детей, которые лучше всех заправили свои кроватки или которые помогли другим ребятам заправить их. В процессе одевания читаю потешки, повторяю разучиваемые стихи, напоминаю, что можно попросить помощи не только у меня или у няни, но и у ребят. Обязательно предлагаю посмотреться в зеркало, чтобы привести свой внешний вид в порядок.
Все режимные моменты направлены на решение воспитательно — образовательных задач в соответствии с программными требованиями.